......

ЕГЭ 2008!

1 2 3 4

 

Рекомендация

 

Рекомендации по подготовке выпускников

к итоговой аттестации в формате ЕГЭ

 

Русский язык

1.       В процессе обучения школьников русскому языку (5-9 классы, а также и 10-11) следует добиваться понимания учащимися сущности системы языка, в том числе:

§         знания языковых уровней и соответствующих языковых единиц, их характеристик и классификаций (например: фонетика- звуки гласные и со­гласные, твердые и мягкие и т.п.);

§         понимание грамматического содержания категорий частей речи (отли­чие самостоятельных от служебных; особенностей наречия; разрядов место­имений, значения и употребления частиц и пр.);

§         осознания этапов образования слова, знания перечня суффиксов, их значений, принципов выделения суффиксов из состава слова;

§         знания типов сказуемого.

2.                   Обратить внимание на связь системы языка и правил орфографии и пунктуации (например, понимание частеречных отличий имени прилагательного и причастия, их функций в предложении, выделение суффиксов - обеспечивает осознанное владение одним из сложнейших правил: правописание н/нн в прилагательных, причастиях и других частях речи).

3.                   Избегать в преподавании крена исключительно на правописание. С 5 класса (а также в 1-4 классах) развивать внимание к использованию средств языка в целях художественной выразительности. Элементы анализа языки текста заложены в учебниках всех авторов. Уйти от формализма в анализ языковых средств, из урока в урок показывать учащимся функции среда и выразительности в тексте. Учить ребенка давать конкретный и точный ответ на вопрос о коммуникативных и эстетических  целях употребления тропов и фигур речи в тексте. Добиваться того, чтобы школьник в ответ на вопрос «Зачем?» не использовал обобщенно-пустых ответов: «Чтобы сделать текст красивым (доступным, выразительным)».

4.                   Активно использовать жанр сочинения при анализе художественных и прочих текстов. Ориентировать учеников на целостный анализ произведения, органично включающий в себя все этапы анализа: язык- предмет - образ- идея.

5.                   Особое внимание при подготовке к итоговому экзамену по русскому языку следует обратить учителю на роль уроков литературы, поскольку именно здесь целенаправленно изучаются средства выразительности, стиль писателя и обеспечивается целостность анализа текста.

6.         В течение всех лет обучения следует показывать учащимся разницу между разговорным и книжными стилями в отборе языковых средств как в их повседневной речи, так и в письменных работах. Принципиальным требованием книжных стилей является соблюдение точности и логичности речи, которые отсутствуют в разговорно-бытовом общении и должны вырабатываться на уроке в школе.

7.         В целом ЕГЭ показывает, что выпускнику недостает прочных кон­кретных знаний программного материала.

Ученики лучше справляются с заданиями, в которых они полагаются на свою языковую интуицию (найти во фразе лексическую ошибку, грамотно образовать форму слова, из разрозненных предложений построить текст). И значительно хуже выполняют задания, требующие специальных знаний и на­выков: анализ средств выразительности, виды связи в сложном предложении.

Учитель должен обеспечить получение учащимися точных, конкретных знаний, по всем разделам программы.

Математика

Для исправления такого положения дел следует:

§         начинать подготовку к ЕГЭ не в последнем 11 классе, а, как минимум, с 9-го класса, изыскивая возможности для регулярного проведения тренингов по уже пройденному (повторенному) материалу;

§         для проведения тренингов представляется   полезным использовать обучающие программы на PC для преподавателей и учащихся средних школ, для чего часто не требуется дополнительное аудиторное время, но вызывает у учащихся больший интерес к учебе;

§         предложить учителям-предметникам самим создавать учебные материалы (по типу ЕГЭ) для обучающих программ и, быть может, обмениваться ими друг с другом для перекрестных тренингов;

§         для усиления личной ответственности учителя за окончательные итоги обучения в школе стараться придерживаться принципа, при котором учитель-математик ведет свой класс с 5-го по 11.

Физика

Из сделанного обзора результатов ЕГЭ по физике по Иркутску и Ир­кутской области можно сделать следующие выводы

1.    Знания выпускников по физике при проверке их в системе ЕГЭ оказались значительно ниже ожидаемых.

Одним из условий того, чтобы учащиеся, желающие сдать физику, име­ли достойные результаты, является, высокий уровень профессионализма учи­телей, позволяющий им применять на уроках развивающие технологии обу­чения. Реально пока что в большинстве случаев имеет место слабая подготов­ка учителей как на общеобразовательном так и на профильном уровне.

2.    КИМы по физике полностью соответствуют разделам школьного курса.

Результаты ЕГЭ показали, что более высокий уровень сформированности знаний, умений и навыков учащихся, выполняя часть А, продемонстрировали по механике и молекулярной физике; более низкий уровень - по разделам магнитное поле и волновая оптика.

В части «В» задания оказались более трудными для выпускников и. разделам электродинамика и оптика.

3.       Задания части «С» подобраны хорошо и способны выявить полноту и качествознаний экзаменующихся.

Следует отметить, что к части «С» из 1407 экзаменуемых, притупило только 419 человек, что свидетельствует о недостаточном потенциальном уровне по физике экзаменующихся по ЕГЭ.

4.       Серьезной трудностью для учителей явилась дифференцированная оценка баллов по каждому критерию приложенному к решению задачи части «С», так как по многолетней школьной привычке, учитель привык ставить за решенную задачу интегрированную оценку.

ЕГЭ является независимой экспертизой и поэтому показывает реальные результаты знаний и умений выпускников по физике.

Экзамены по физике ЕГЭ следует признать хорошей формой проверка и оценки знаний выпускников по физике, поскольку обеспечивается объек­тивность оценки их знаний.

Считаем, что в течение учебного года необходимо проводить более тщательную подготовку экспертов с целью выработки нового подхода к про­верке работ в режиме ЕГЭ.

В ходе проведения ЕГЭ были выявлены несколько негативных моментов:

§         неготовность педагогических кадров к процедуре проведения итоговой аттестации в формате ЕГЭ и как следствие - восприятие ЕГЭ как формы контроля и оценки качества преподавания в образовательных учреждениях;

§         недостаточное информирование учащихся по технологии проведение и содержанию контрольно-измерительных материалов и как следствие – страх выпускников перед новой формой аттестации.

В связи с тем, что в большинстве субъектов Российской Федерации подтверждается принципиальная возможность проведения ЕГЭ и получены положительные результаты введения ЕГЭ, предполагается:

            в 2005-2006 годах завершить апробацию процедуры и технологии ЕГЭ во всех субъектах Российской Федерации, сохранив за ними право выбора схем участия (количество предметов, обязательность/добровольность участия в ЕГЭ выпускников и учреждений);

            в 2006-2008 годах осуществить поэтапное введение ЕГЭ в штатный режим на всей территории Российской Федерации с учетом мнения участников эксперимента.

            Результаты единого государственного экзамена могут использоваться для осуществления мониторинга качества образования, с целью внесения корректив в учебные планы и программы общеобразовательной подготовки.

Одно задание из части « В» выполнили 498 человек из «1-ой волны», что составляет 47,0% от всех принимающих участие в ЕГЭ, и 48 человек -15 % от всех участников экзамена во « 2-ой волне» (см. таблицу 22) По тема­тическим блокам физики разные результаты усвоения показаны в таблице 21.

В среднем выполнение заданий повышенного уровня части « В» составляет 22,35% в «1-ой волне»и 9,75% во «2-ой волне».

Выполнение заданий части «А» и части «В» проверяются компьютером по дихотомической шкале «0» неправильный ответ, «1» - правильный ответ.

Задания части «С» - задания с развернутым ответом КИМ 2005 года представляют собой расчетные задачи, при выполнении которых экзаменуе­мый должен записать свое решение, которое оценивается экспертом. Для ре­шения заданий части «С» экзаменуемому требуется значительно большее время. Задания с развернутым ответом отражают важные стороны общеобра­зовательной подготовки выпускников средней школы, которые не могут быть проверены заданиями с выбором ответа или с кратким ответом. В этих зада­ниях проверяются учебные достижения и умения учащихся. Каждое решение оценивается по политонической шкале от «0» до «3» кодов, отражающими полноту и правильность их решения.

Результаты оценок по ЕГЭ части «С» представлены в таблице 3.

                                                                                             Таблица 23

Часть "C" - задания с развёрнутым ответом.

 

Задания

Раздел курса фи­зики

% выполнения 1 волна

% выполнения 2 волна

С1

Механика

4.6 (49 чел)

2.6 (9 пол)

С2

Молекулярная фи­зика. Термодина­мика

7.4 (78 чел)

8.4 (29 чел)

СЗ

Электродинамика

3,9 (42 чел)

13.5 (47 чел)

С4

Оптика

2.5 (27 чел)

2.9 (10 чел)

С5

Квантовая физика

3.2 (34 чел)

1.7 (б чел)

С6

Комплексная зада­ча

4.8(51 чел)

1.7 (б чел)

 

Из всех участвовавших в экзамене по физике к выполнению заданий части «С» в 1-ой волне приступали 343 человека что составляет 32,4%. Не приступали к выполнению этого задания 717 человек, что составляет 67,6 % от числа экзаменуемых.

С решением заданий в части «С» справились 32 человека и только 6 из них получили максимальный код по каждой задаче.

Приступили к решению задач части «С» во «2-ой волне» 76 человек, что составляет 22% от общего числа учеников сдававших ЕГЭ. Только 2 че­ловека из 76 правильно решили по 4 задачи из этой части.

 

 

Hosted by uCoz